Публикации

Текилы на всех не хватает.

2023-10-10 11:38
Гриша Шаламов - Руководитель департамента по управлению ассортиментом компании Ладога о росте популярности текилы в мире и перспективах российского рынка для «Рейтинг. Все о крепких напитках».
Производство текилы в Мексике за последние десятилетие выросло драматически: с 226,5 млн литров (при крепости 40% - так приводит статистику Consejo Regulador del Tequila) в 2013 до 651,4 млн в 2022 году. При этом производство mixto увеличилось на 42%, а текилы из 100% агавы – в 4,75 раза. Объем использованного сырья вырос в 3,45 раза. Только с 2019 произошло двукратное увеличение потребления агавы отраслью. При том, что голубая агава созревает 5-7 лет. Ясно, к чему приводит такой бурный рост – нехватке сырья и повышению цен на него. Все это заставляет выставлять приоритеты в поставках.

Экспортную мексиканскую статистику применительно к России анализировать трудно: часть бутылок отправлялась по документам напрямую, часть – через Прибалтику, часть сначала в виде балка приезжала в Европу. По данным нашей таможни в 2021 в страну ввезли 3 547 216 литров текилы. С 1 по 10 августа 2023 в США из Мексики экспортировали 8 456 696 литров. В прошлом году штаты выпили половину всего произведенного объема (и 80% - экспортного), сами мексиканцы – 35%. За четыре года экспорт в США увеличился на 65%...

К чему все эти цифры? Текилы нам не хватает. Остро ощутили еще в прошлом году. Особенно не хватает – доступной по цене 100% de agave. И вряд ли в ближайшее время хватит. Есть некоторые удачные по соотношению цены и получаемого удовольствия марки, вроде Rancho Alegre или Pueblo Viejo, но их очень мало, и поступают они спорадически. Зато на рынок жаждут выйти (и некоторые выходят – мы, например, недавно привезли отлично сбалансированную Clandestina) все новые и новые премиальные бренды, на потребление которых не у всех хватает денег. И балковые миксто. Еще немного статистики: в августе 2022 за пределами Мексики официально разливалась 421 марка, в июле 2023 – 569. В самой Мексике по данным середины ноября 2022 было 1675 марок, сейчас – 1786. Весь мир чувствует, что текила горяча, и новые игроки вступают в игру.

В России текила тоже популярна. Хоть одна, но обязательно есть на полке каждой сети. А посмотри на количество SKU в Азбуке вкуса или МАВТ. На количество тематических мексиканских баров. Сегодня студент в школе сомелье рассказывал, что еще в школе (общеобразовательной) одноклассники учили его: «Не бери текилу Gold – это просто Silver, подкрашенная карамелью…» Но пока не утихнет ажиотаж к северу от границы, мы не сможем оценить весь потенциал потребления.

Догонит ли она когда-нибудь джин? Нет. С точки зрения и стоимости на полке, и специфичности профиля, и, в конце концов, расстояния от места производства до места потребления. Везти долго и дорого.

Что касается других напитков со статусом DO (мескаля, раисильи, сотола, баканоры), то а) они все еще едва знакомы массовому потребителю в нашей стране; б) там очень мало доступных по цене предложений. Если мескаль за шесть активных лет на рынке добился кое-какой известности (в первую очередь благодаря трем брендам: La Escondida, Montelobos и Del Maguey) и продолжает укреплять позиции, то для раисильи и сотола путь только начинается. Начинается успешно: их уже можно встретить в ассортименте самых передовых премиальных ритейлеров. А баканора, насколько мне известно, вообще только этим летом впервые вышла на рынок.

Вероятно, когда-то мы увидим в магазинных корзинах агавовые дистилляты из неожиданных мест, вроде венесуэльского кокуя или индийского бренда Maya Pistola. У первых есть, что предложить по цене, но коммуникация с производителями этой дружественной страны странна. Вторые из-за высокой отпускной цены и дорогой логистики пока выглядят слишком авантюрно…

А пока будем пить ту текилу, мескаль и их собратьев, которые все-таки добираются до России. Надеюсь, со временем их станет больше.